Посмертные фотографии
Автор: Talifa от 2-02-2013, 16:04

Жуткий ритуал фотографий post-mortem появился в России в 1839-ом году, вместе с изобретением дагеротипа. Несмотря на то, что со стороны он кажется насмешкой над мёртвыми, на самом деле в то время все понимали необходимость подобных изображений и родственников усопшего не осуждали. Нашему человеку всегда была дорога увековеченная память о семье – а в XVIII-ом веке иного способа сохранить для потомков представителей фамильного древа зачастую просто не существовало: позволить себе услуги художников-портретистов могли только состоятельные люди.
Таким образом, когда появилась более дешёвая дагеротипная фотография, многие семьи со средним достатком ухватились за неё, как утопающий – за соломинку. Популярность фотографий пост мортем объясняется ещё и тем, что уровень медицины 18-ого века был довольно низким – соответственно, детскую смертность в 18-ом веке считали одним из основных российских бедствий.
Мёртвых в процессе съёмки стремились представить живыми, поскольку наши предки искренне верили в то, что в фотографию, как и в портрет, после смерти переселяется душа человека. Поэтому снимали покойников не в гробах, а в обыкновенном, «прижизненном» виде: сидевшими, стоявшими (для этого применяли специальный деревянный штатив, который поддерживал умершего сзади), в окружении скорбящих родственников. Немало волновал семью и вопрос глаз, вследствие чего их либо приоткрывали, либо фотограф занимался ретушью уже готовых фотографий. Результаты таких экспериментов иначе как жуткими не назовёшь.
Мнение это разделялось и детьми той эпохи, которым приходилось проводить 15-30 минут в полной неподвижности, обнимая ледяной труп (на разных стадиях разложения) или же просто стоя рядом. Не все выдерживали тяжёлое испытание: естественно, дети дёргались, двигались… а на фотографиях из-за этого получались слегка размытыми, что, в свою очередь, считалось дурным знаком. Особенно огорчало родителей «смазанное» лицо живого ребёнка – согласно поверьям 18-ого века, сие означало, что он уйдёт в мир иной следующим.
Так продолжалось вплоть до изобретения амбротипии (1851-ый год) и тинтайпа (XIX-ый век): способов моментальной фотографии. С их помощью количество наполовину размытых снимков свелось к нулю.
С течением времени менялись и пожелания семьи усопшего. Детей и взрослых всё чаще изображали спящими, изредка фотографа даже просили нанести «румянец» - чуть-чуть розовой краски – на щёки мертвеца.
Ещё позже, уже в XIX-ом веке, покойников стали фотографировать прямо в гробах.
Этот обычай в странах Восточной Европы сохранился и до наших дней. В США подобным образом увековечивают лишь усопших знаменитостей, нередко – против воли родственников – папарацци умудряются запечатлеть «звёзд» в процессе судмедэкспертизы.

В России такая традиция утратила актуальность ещё столетие назад - как и наложение посмертной гипсовой маски.

А вот в качестве ответвления искусства фотографии псевдо post-mortem своё существование продолжают – и весьма, надо признать, успешно.
Просмотры: 13401 Комментарии: 0 Дата: 2-02-2013, 16:04
Советуем прочитать:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.