Традиционный шаманизм на Алтае

Традиционный шаманизм на Алтае

Шаманизм – это магическое учение, основанное на поклонении духам природы. Испокон веков алтаец, выживающий среди суровой природы, обожествлял природу вокруг себя. Среди его родных гор везде жили духи, духи леса, гор, святых источников, родовые духи – помощники.

В понимании алтайцев весь мир делится на три ипостаси. Верхний мир — сфера жизни доброго духа алтайских гор Ульгеня. Он — создатель и повелитель всего сущего. Далеко за солнцем, за луной, за радугой стоит золотой дворец Ульгеня с золотыми воротами и с золотым троном. Именно Ульгеню камлает белый шаман. На удачу в добрых делах, чтобы было в стойбище прибавление детей и скота, чтобы не болели люди, на удачу в дороге. У Ульгеня много сыновей и дочерей, добрых духов – помощников, они готовы в любое время помогать людям, если их попросить в особом шаманском танце – камлании с уважением и почитанием. Камлание Ульгеню чаще всего совершается в светлом березовом лесу вокруг особо почитаемого духа огня, которого алтайцы называют От — Ана. Он покровитель домашнего очага и всегда сопровождал алтайцев в их кочевых странствиях. Жена Ульгеня — Умай — Ине, покровительница семьи и маленьких детей. До года младенец , считают алтайцы, не принадлежит родителям, а принадлежит Умай – Ине. По исполнению ребенку года родители устраивают праздник для Умай – Ине, на котором благодарят ее за то, что она сохранила младенца.

Нижний мир населен злыми духами, противоборствующими людям, возглавляет это войско злых духов Эрлик, подчиненный Ульгеню, злой дух алтайских гор. Под девятью слоями земли стоит дворец из черного железа, с чугунными воротами и чугунным троном. Стоит он на острове, окруженный со всех сторон озером, по одним поверьям с черной водою, по другим с красной водой, состоящей из крови и слез людей, душами которых он успел завладеть. И мост на тот остров не толще конского волоса. Здесь на этом острове начинается царство мертвых. У Эрлика тоже есть сыновья и дочери, которые помогают ему в злых делах. Эрлику камлает черный шаман, далеко от людских глаз, или в уединении внутри своего аила — круглого жилища всех кочевых народов, или на том месте, где непосредственно произошло несчастье.

И третья ипостась – это поверхность земли, где живут люди, и где происходит схватка между добром и злом за каждую человеческую душу.

Шаманом не становятся просто так, в шаманском роду рождается мальчик, у которого проявляется особое психическое заболевание, вообще шаманы – это люди с тонкой психической организацией, которые хорошо чувствуют происходящее в духовном мире. Мальчик сторонится людей, уходит в тайгу, долго живет там один, может забыть свое имя, задача старого шамана не упустить такого мальчика из виду и вовремя вернуть в стойбище, объявить его новым шаманом, своим преемником.

Когда такого нового шамана определил старый шаман, в роду начинают ему готовить шаманские атрибуты: шаманский плащ, бубен и колотушку. Шаманский плащ – это широкополое одеяние, богато украшенное фигурками людей, зверей, птиц, перьями и камешками. Это подарки людей, которым шаман уже когда – либо помог, чем богаче украшен плащ шамана, тем он сильнее. Есть и слабые шаманы, которые камлают без шаманских атрибутов.

Шаманский бубен — это изделие из дерева и кожи, который является во время камлания живым существом в руках шамана, он весь наполнен духами – помощниками. Только то дерево, которое укажут шаману духи, может служить для изготовления бубна, для этого он, завязав глаза, уходит в лес. Только кожа животного светлой масти без единого изъяна может служить для его изготовления. На бубне нарисована сюжетная картинка, небо, сфера жизни Ульгеня, поверхность земли, деревья, солнце, луна, шаман на коне и другие. Царство Эрлика не изображается на бубнах. Колотушка — это изделие из березы или таволги, обшитое шкурой соболя или зайца.

Читайте также: