Зажаривание живьем на вертеле

Зажаривание живьем на вертеле

Помимо гридирона и коронования раскалённым венцом, существовала ещё одна убийственная пытка, имевшая прямое отношение к огню: зажаривание живьём на вертеле. Это не совсем то же самое, что сожжение на костре, поскольку, во-первых, применялась эта казнь задолго до появления первых «ведьм» и еретиков, а во-вторых, использовалась она язычниками – как раз по отношению к первым христианам. В отличие от древней казни медным быком, одним зажариванием мучители не ограничивались. Половые органы истязуемых щедро поливали уксусом и посыпали их солью, чтобы затем (якобы) просто по-дикарски доесть ещё страдающую жертву. Документальные свидетельства подобных изуверств сохранились в «Книге мучеников» британского теолога Джорджа Фокса (1624-1691), а также – в «Театре жестокостей» авторства Ричарда Ферстегана, который ещё и снабдил текст соответствующими иллюстрациями.

Зажаривание живьем на вертеле

Правда, Ферстеган писал уже не о поедавших мясо своих жертв римлянах. Сей достопочтенный сэр показывал вражду протестантов с католиками, где мучителями выставлял протестантов.

Существовали похожие гравюры не только в его труде, но и в нашумевшей эпохальной работе Сэмюела Кларка под названием «Общая мартирология, включающая в себя собрание всех величайших гонениях, которые выпали на долю Церкви Христовой…» Из опубликованного в 1654-ом году фолианта можно почерпнуть детализированные описания пыток и прочих наказаний христианских мучеников: от распятия на кресте до растерзания дикими животными. Имеются там, само собой разумеется, и упоминания о зажаривании живьём на вертеле. Из комментариев помогавших в составлении книги усердных проповедников мы и делаем выводы о каннибализме древних римлян – впрочем, это, скорее всего, вымысел. По крайней мере, большинство историков склоняются именно к этому варианту. Любили святые отцы, описывая в памфлетах сражения войск Альбы в Голландии, приукрасить страдания христиан и зверства язычников, этого у них не отнять.

Зажаривание живьем на вертеле

Более поздние и правдивые упоминания о зажаривании живьём на вертеле относятся к казни лекаря Ивана Грозного по имени Бомелий. Уже после пыток несчастного связали, подвесили на вертел и на протяжении нескольких часов подряд языки пламени лизали его израненную спину. Затем – ещё живого! – лекаря бросили в острог, где он и отошёл в мир иной, пребывая в страшных мучениях. Да, времена и нравы тогда были намного жёстче, чем теперь.

Зажаривание живьем на вертеле

Читайте также: