Галифакская машина, она же «Дева»

Галифакская машина, она же «Дева»

Знакомая каждому гильотина не была первой в своём роде. До неё разными людьми по всему миру не раз изобретались аналогичные машины, способные отсечь голову преступника одним мощным ударом ножа. К сожалению, в наше время о них известно мало, настолько разрознены документальные свидетельства появления подобных орудий смертной казни. Тем не менее, в достоверной литературе (а именно, в произведениях под авторством Холинсхэда, Кэмдена и Пеннанта) имеются целых два упоминания о некоей галифакской машине, исправно отработавшей своё с 1541-ого по 1650-ый годы.

Своё название она получила по имени города, где и применялась в единственном числе – правда, много позже копия машины была воссоздана по иллюстрации и помещена в эдинбургский музей Пыток и Казней Средневековья. Всего при помощи первоначального устройства, которое – предположительно, — завезли в Великобританию норманны, было лишено жизни 49 человек. Кстати, по другой версии «Дева» (не путать с железной девой!) появилась в Англии парой столетий раньше, ещё во времена правления короля Эдуарда III (1312-ый-1377-ой годы).

Галифакская машина, она же «Дева»

По описанию вышеупомянутых авторов, галифакская машина располагалась во владениях дюка Уоррена – а значит, казнили на ней воров со всей округи, но чаще это происходило с пойманными в Хардвикском лесу. Подобная прицельность легко объяснялась тем, что неподалёку оттуда находились шерстяные мануфактуры города Галифакса. От разбойничьих и воровских набегов на склады они несли огромный урон – неудивительно, что для защиты торговли с промышленностью властями города было, в конце концов, принято соломоново решение: схваченных грабителей, имевших при себе товара на сумму тринадцати с половиной пенсов, отдавать под суд, чтобы через несколько дней пребывания в колодках с нарочито закреплённым на спине товаром приговорить к смерти посредством «Девы».

Любопытный факт: если при себе у злоумышленника вместо шерсти оказывался крупный рогатый скот (тоже, разумеется, украденный), в колодки его запирали не в тюрьме, а на городской площади – при чём рядом, ради ознакомления народа с преступлением вора, привязывали это животное.
Сама казнь в данном случае тоже включала в себя присутствие похищенного скота – и не просто присутствие, а его активное участие в обезглавливании грабителя.

Отрубание головы, как правило, приходилось на базарный день, т.е. на вторник, четверг либо субботу. Колоду с ножом поднимали до высшей точки галифакской машины и крепили в таком положении деревянным штифтом. Его, в свою очередь, опутывали длинной верёвкой, конец которой бросали под ноги толпе. Когда преступника силой клали головой на плаху, любой человек мог стать его палачом, просто дёрнув за верёвку, – а в иных случаях (см. выше) приговор в исполнение приводил и крупный рогатый скот наподобие коровы.

Читайте также: