Посмертная маска

Посмертная маска

Сначала посмертные маски использовали для изготовления масок из золота. Богато украшенные крышки саркофагов тому достойный пример. Техника бальзамирования была далека от совершенства в те далекие годы. Так что разлагавшиеся лица предпочитали накрывать эквивалентом из дорогого металла. Кроме золота так же использовалось и дерево, гипс, глина и даже китовый ус. Не у всех ведь состояние было как у фараонов древности. Примечательно, что искусство это и технологии, наравне с посмертными фотографиями, дожили в России практически до 1900-х годов. Гипсовые слепки снимались с лиц прославленных, знаменитых людей: писателей, поэтов, и т.д.

Однако случилось так, что сходство у посмертных масок с лицами людей, которых хоронили, было весьма посредственное. Снимать маски в качестве подготовительного материала начали, когда скульптура, как направление искусства, получила развитие. Тогда изготовлялись статуи, надгробья и бюсты. Понятно, что для придания должного сходства эта технология была особенно выгодна. Отрасль развивалась и маски, изготовленные скульпторами, стали причислять к произведениям искусства.

Погребальная маска от посмертной отличается тем, что не обязана являться точной копией умершего. Ее не снимают непосредственно с лица, а просто ваяют отдельным образом. Появление погребальных масок обусловлено распространенным в древние времена культом предков и концепцией, утверждающей существование загробного мира.

В Древнем Египте функции маски состояли в имитации бессмертия тела при условии нетленности души. В другом мире оная жива. Значит, и в этом должна создаваться хотя бы видимость, а память – не угасать. Тело подвергалось мумифицированию, совершались чтения молитв, обряды, освящения. Потом тело клали в саркофаг, а для наглядности накрывали маской, чтоб наследники смогли увидеть лик своего предка. Также практиковали написание фаюмских портретов, которые укладывали вместе с мумиями.

Погребальные маски использовали не только в Египте. В Сибири, например, это были обрядовые погребальные вещи, которые по окончанию действа разбивались о землю и далее никак не применялись.

Погребальные маски – ценнейшая находка для любого археолога. Ведь именно по ним можно опознать тип населения, которое обитало на данном месте в тот или иной отрезок времени.

Также на черепе умершего могли обновлять черты гипсом или глиной. Такую работу называли «череп-маской».

Подобные находки многочисленны. Их собирают в музеи. Порой при библиотеках или университетах. Экспонаты используются для исторических исследований. В 2004 году была написана первая посвященная сугубо этой теме книга под названием «Посмертная маска», ставшая библиографической редкостью.

Читайте также: