Клиническая смерть с точки зрения религии

Клиническая смерть с точки зрения религии

Многие религии относятся к научным и медицинским нововведениям наподобие клонирования, например, довольно-таки настороженно. Бывает, проходят годы и десятилетия, прежде чем Ватикан смиряется, понимая, что прогресс не остановить, и даёт добро, объясняя инновацию с «божественной» точки зрения.

В связи с этим, мы заинтересовались вопросом, как относятся верующие к клинической смерти – вернее, не к самому этому состоянию, а к реанимации? Ведь, по существу, одни люди занимаются воскрешением других людей, а один из религиозных постулатов философски гласит: «Бог дал – Бог взял». Отрицает ли христианство реанимирование человека? Одобряет ли? А может, пока не определилось, и священники хранят нейтралитет, считая, что последствия клинической смерти для здоровья человека станут для общества более наглядным укором, чем слова?

Ознакомившись с материалами на эту тему, мы с облегчением можем сказать и вам: церковь ничего против реанимации не имеет. В процессе клинической смерти, как духовенство объясняет прихожанам, от тела отделяется тонкая его составляющая – душа, возвращение которой происходит не только по желанию самого умершего, но и с согласия Бога. Следовательно, ничего противоестественного в этом нет: жизнь человека, хотя и обновляется, после воскрешения из мёртвых становится совсем другой. Чаще всего – более праведной и разумной.

Не исключено также, что клиническая смерть представляет собой необходимый этап в судьбе конкретного человека. Возможно, это как раз один из немногих способов, при помощи которых Бог действительно общается с людьми – вернее, с их вечными душами, — удерживая от ошибок, которые те готовы совершить. Почему бы и нет? Ведь именно после реанимации человек снова начинает ценить собственную жизнь, старается исправить старые грехи и не наделать новых (особенно это касается тех, кто, согласно их собственным рассказам о клинической смерти, временно попадал в ад).

Не осуждают реанимацию при клинической смерти и духовные лица, придерживающиеся другой веры. Похоже, это одна из немногих ситуаций, где муэдзины, раввины, батюшки и прочие святые отцы сходятся во мнении: с точки зрения религии, клиническая смерть является преждевременной – а значит, нельзя позволить человеку умереть. Оно и неудивительно… Ведь у каждого есть друзья и семьи, родные и близкие, терять которых так больно! Не говоря уже о собственной жизни.

Читайте также: