Погребение в башнях и в горах
Несмотря на то, что уральские народы отправляли в последний путь своих умерших способами (см. «Захоронение на деревьях»), похожими на зороастрийские, т.е. покойники поднимались, в прямом смысле, поближе к небу, суть их погребальных обрядов всё же отличается.
Живущие в горных местностях зороастрийцы, прежде всего, считали нечистым само тело человека, которое ни в коем случае не должно было после гибели своей «портить землю». Даже к умирающему относились настороженно и отчуждённо. Как правило, рядом с ним сажали собаку, что та силой своего взгляда отгоняла демонов, которые якобы только и жаждали завладеть телом усопшего.
Испытываемое к трупу отвращение исключало погребение в земле или сожжение на костре – оба метода не позволяли избавиться от останков быстро и чисто. По этой причине племена зороастрийцев, персов и даже некоторые общины индусов поднимали тела усопших в специальные «башни молчания», суть которых одной из первых раскрыла Е. Блаватская.
Башня молчания (дакхма) представляет собой увеличенную версию полой трубы – иногда круглой, иногда квадратной – без крыши и окон, однако с глубоким колодцем посредине. Вокруг колодца в три ряда идут «воздушные гробы», открытые всем ветрам и птицам. Первый ряд – для детей, поскольку они занимают меньше места. Второй – для женщин. Третий – для мужчин. Разумеется, зороастрийцы объясняли разницу между расположением покойников не рациональными, а религиозными причинами. Эти круги именовались рядами «добрых поступков, нежных слов и чистых помыслов». Других различий между умершими никто не делал. Богачей укладывали рядом с бедняками. Всех раздевали догола, одежда сжигалась. Перед погребением церемонию с собакой для верности проводили ещё раз, прямо перед башней.
Тем не менее, первым обязательно хоронили невинного ребёнка жреца.
Рядом с подобными башнями обычно селились хищные птицы – к примеру, коршуны. Они растаскивали останки так стремительно, что иногда уже через несколько минут после похорон от усопшего белели только кости. Даже если человек не умирал по-настоящему, а впадал в летаргический сон, шансов на выживание у него уже не было. Друзьям и родственником навещать «башни молчания» строго-настрого запрещалось. Захоронение проводилось особыми могильщиками – нассесаларами.
После того, как погребальная церемония с участием птиц и стихий заканчивалась, кости растворяли в специальной жидкости. Впрочем, в жарком, засушливом климате скелет так и оставляют лежать на солнце. Через пару недель он становится таким хрупким, что рассыпается в прах от малейшего прикосновения. В колодец прах можно отправлять в любом виде: хоть в жидком, хоть в порошковом.
Обычай строить дакхмы сохранился и в наши дни. Их можно встретить в Бомбее и Сурате. Самой огромной исполнилось более 250 лет.
К слову, похожей традиции придерживаются и в Тибете. Правда, тибетцы не считают нужным строить специальные башни для того, чтобы избавиться от бренных останков сородичей. Вместо этого тело просто кладут где-нибудь на утёсе с хищными птицами поблизости.
Свежие комментарии