Захоронение на деревьях (Г)

Захоронение на деревьях (Г)

Кому приходилось – в шутку или на спор – ходить ночью на кладбище, тот помнит ощущение жути и холода, которое охватывает ещё у скрипучей калитки. Будто морозом по коже продирает: так и ждёшь, что впереди покажется сотканная из языков тумана фигура, разроет рыхлую землицу костлявая рука… а то и что похуже случится.

У страха глаза велики, да и наши кладбища втихую проигрывают давним способам захоронения, принятым у сибирских, северных и дальневосточных племён. Они подвешивали своих покойников на деревья.

Только представьте себе: заплутал в тайге, глядь – а с ветвей какого-нибудь кедра закутанный в берёсту свёрточек свисает. Ну, думаешь, охотник запасы спрятал. И только отвернув лоскут коры, понимаешь свою чудовищную ошибку, когда взгляд упирается в невидящие глаза мёртвого младенца…

{reklama}


Представили? Вздрогнули? Жуть жутью. А между тем, такие способы захоронения, прежде всего, диктовались обычной практичностью. Земля на Севере мёрзлая, могилу не выкопаешь. Деревья плотной стеной стоят, сожжение устраивать опасно. Только и остаётся, что отдать тело умершего на съедение птицам и животным, оказав последние почести. Правда, не обходилось и без суеверий, которые в действительности были ничем иным, как попыткой успокоить безутешных родных. К примеру, якуты говорили, что человек, как принадлежащее среднему миру существу, и после смерти должен в нём оставаться.

Племена побогаче – тувинцы, буряты, барабинские татары – клали своих покойников в гробы, прежде чем водрузить их на ствол дерева с отрубленной вершиной, столбы либо на специальный помост под названием арангас. Шаманов же и вовсе хоронили в гробницах в виде сруба, который изредка достигал двух ярусов. Вместе с мертвецом в гробницу помещали различные бытовые и ритуальные принадлежности. Тело укрывали настилом из плашек или тонких брёвен. Детей подвешивали в люльках. Когда доски и верёвки перегнивали, самодельный гробик падал вниз, и тело привлекало к себе зверей-трупоедов. То же самое происходило с гробами для взрослых.

Бедняки же просто поднимали умерших на деревья при помощи верёвки, привязывали или подвешивали к ветвям, а то и вовсе на них сажали. Младенцев укутывали, подвешивали на ветки, а в некоторых случаях клали в нарочно выдолбленное для этой цели дупло, которое затем прикрывалось куском коры.

К счастью, со временем этот страшный обычай становился всё более редким. Если сначала в лесу хоронили всех, то затем – лишь почтенных людей и тех, кто умер необычной смертью (от удара молнии, мертворожденных и т.д.). К первой четверти XX-ого века на деревьях уже хоронили только до весны, чтобы потом можно было закопать. Да и традиция это сохранилась в самых отдалённых уголках Сибири и Севера.

Так что в лес – даже если это тайга или тундра – в наше время можно выходить без опаски натолкнуться на кошмарное зрелище воздушного кладбища. Тем не менее, несмотря на то, что обычай этот исчез, кое-где в Китае, Индонезии (у племени торайя) и на Филиппинах (в городке Сагада) до сих пор сохранились близкие по смыслу и не менее жуткие традиции хоронить покойников в висящих гробах — на скале.

А вы хотели бы узнать Рейтинг туроператоров которые сейчас может воспользоватся любой желающей для того что бы можно было отправиться на отдых.

Читайте также: