«Мосгаз»: психотип и странности поведения

«Мосгаз»: психотип и странности поведения

Советскому Союзу в своё время стыдно было признать, что на территории светлого общества могут рождаться и воспитываться маньяки-убийцы. Соответственно, о Владимире Ионесяне, имевшем привычку проскальзывать в квартиры под видом работника коммунальных услуг, и потому известным под кличкой Мосгаз, сохранилось минимум документики и воспоминаний.

Очевидно одно: он был не просто серийным убийцей, который посещал чужие дома ради грабежей. Об этом свидетельствует список украденного, где числятся такие вещи, как: солнечные очки, флакон одеколона, карманный фонарик, детский свитер. Самое крупное и дорогое, что он вынес за время своей деятельности после четвёртого (последнего) убийства, — это телевизор. Остальное, включая деньги, не стоило такого риска.

К сожалению, у психологов той эпохи времени оказалось недостаточно, чтобы изучить паттерны поведения Ионесяна, как и нарушения его психики (а в том, что они были, сомневаться не приходится) досконально. С момента поимки Мосгаза и до момента его смерти прошло не более двух недель. Поданную им апелляцию на помилование (!) сразу отклонили, и в возрасте 26 лет Владимир Ионесян был казнён методом расстрела.

Всего за полмесяца – с 20-ого декабря 1963-его по 8-ое января 1964-ого года – криминальной стези Мосгаз убил пять человек. Используя в качестве оружия топор, убивал он детей и пожилых людей. Уже из одного этого факта можно сделать выводы не только о присущей Ионесяну трусости, но и о психических отклонениях, в результате которых в его сознании произошло обесценивание семейных ценностей (бросил жену и детей) и человеческой жизни. Последнее, кстати, свойственно маньякам, в целом.

Почему же никто из его окружения не обратил внимания на подобное мировоззрение до того, как его жертвами стали старики и дети? Ответ лежит на поверхности: Владимир Ионесян с самого детства считался личностью творческой. У него был неплохой вокал, позволявший даже принимать участие в театральных постановках. А людям творческим, как известно, прощаются многие недостатки наподобие истерических припадков, частой лжи (своей пассии – Алевтине Дмитриевой – Ионесян говорил, будто служит в КГБ), тщеславия.

Однако не стоит после этого опасаться всех представителей творческих профессий. Мосгаз является исключением из общего правила – отсюда и его безалаберность по отношению к собственным преступлениям, неумение брать по-настоящему ценные вещи, страх во время нападения (что подтверждается множественными ударами топора), неспособность скрыться от правосудия (даже не подумал избавиться от наиболее яркой приметы – шапки-ушанки).

Тяжёлым детством Ионесяна его действия оправдать нельзя – а вот избалованностью и потаканием каждому желанию талантливого ребёнка, вполне. В конце концов, многое можно объяснить паникой и страхом утраты любовницы: Дмитриева изначально повела себя вразрез с ожиданиями Мосгаза. Из опасения её потерять молодой армянин совсем потерял голову – Ионесян думал удержать девушку подарками (для чего и понадобились взятые из квартир мелкие вещи) и обещаниями громкой славы в будущем.

Читайте также: