Значение седмиц Великого Поста
Сама церковь абсолютно точно определяет соблюдение верующими требований и сути Великого поста, как подвиг, который они совершают во имя спасения собственной души и укрепления веры. В эти дни рекомендуются не столько некоторые ограничения в обычном рационе, такие как отказ от мяса и алкоголя, сколько демонстрирование скромности в желаниях и проявление любви и смирения в любых приготовленных Богом испытаниях. И, чтобы одно из самых почитаемых таинств – очищение тела и духа, действительно принесло пользу верующему человеку, необходимо хотя бы немного понимать происходящее во время Великого поста.
Этот церковный термин означает весь пост, в целом, который длится сорок дней. И начинается он, о чем, кстати, знают немногие, с Прощеного воскресенья – последнего дня последней веселой недели, которую в народе именуют Масленицей. В этот день в храмах проводят богослужения, посвященные всеобщему прощению, а люди приносят друг другу извинения за те обиды, которые вольно или невольно принесли в их жизнь. Заканчивается день Покаяния примирением и молитвами об умерших, а следующий день и начинает первую седмицу Великого поста.
Эти семь дней, согласно христианским традициям, отличаются особой, неоспоримой строгостью, поскольку любой подвиг обязан соответствовать ревностным нормам благочестия в самом своем начале. Без понимания того поступка, который совершил ради человечества сын Божий, невозможно понять и собственную сущность. Поэтому в первую неделю Великого поста рекомендуется как можно больше думать о смысле жизни, а молитвы просто обязаны быть продолжительнее, чем обычно. С понедельника во всех храмах проводятся довольно скромные и необычно длительные богослужения, а в пятницу совершается освящение кутии (отварного зерна).
Воскресенье первой седмицы, называемой Неделей торжества Православия, посвящено утверждению веры в душе каждого человека. Веры, которая прошла нелегкий путь и одержала победу над многими еретическими учениями, пытавшимися пошатнуть основы церкви. Следует отметить, что данный факт имеет вполне исторические корни. Так, после осужденного Седьмого Вселенского Собора, прошедшего в 787 году, последний день первой недели Великого поста был утвержден для проведения особого богослужения, основанного патриархом Мефодием.
Так называемая неделя Светотворных постов, в течение которой церковь молится о благодатном озарении тех, кто кается и соблюдает пост. В эти дни необходимо восхвалять в своих мыслях Великий пост, как путь к внутреннему очищению и избавлению от греховных состояний. По поводу второй седмицы в истории существовало много споров: святой Григорий Афонский отрицал возможность обретения озарения путем одних молитв, а святой Григорий Палама на Соборе 1341 года защитил позицию, которая утверждает обратное. Сегодня церковь признает соблюдение поста и постоянную искреннюю молитву, как истинный путь к самосовершенствованию и озарению.
Следующая неделя поста носит название Крестопоклонная, поскольку именно в это время все верующие прославляют Святой Крест и те духовные плоды смерти Спасителя, которые они получили много веков назад. Значение Креста в христианстве сложно переоценить. Ведь он является настоящим знаменем победы над телесной смертью, которая не прекращает путь человеческой души, а только знаменует духовное движение в вечности. Часто, именно Крест сравнивается с древом жизни, посаженным в раю и демонстрирующим своей мощью силу Божью перед дьяволом. Также Крест напоминает постящимся о приближающемся празднике, который и увенчает Великий пост – светлом Воскресении Христовом.
На протяжении этой седмицы церковь предлагает своей пастве последовать многочисленным примерам постнической жизни различных святых, начиная с преподобного Иоанна Лествичника, который изобразил в своем творении «Лествица рая» путь восхождения обычного человека к собственному духовному совершенству. Кроме того, в ходе богослужений, проводимых на этой неделе, упоминается еще несколько примеров, смысл которых заключается в необходимости полного покаяния. Поскольку, как утверждает церковь, только таким путем можно достичь освобождения от всего греховного и уподобиться бесплотным ангелам.
Строгая Страстная неделя, во время которой верующие придерживаются самого жесткого поста, касающегося, как рациона, так и очищения духа. На протяжении первых трех дней необходимо по возможности максимально избавится от каких-либо других мыслей, кроме как о просьбах о спасении. Одновременно с этим следует ограничить потребление постных продуктов до минимума.
Эти особенные дни предшествуют самому главному времени Великого поста: Чистому четвергу, когда душа должна приблизиться к исключительной чистоте (именно в этот день принято убирать собственный дом и ходить в баню), Страстной пятнице, в течение которой запрещена любая пища, кроме воды (поскольку в этот день и был распят Христос, пятница считается наиболее печальным и строгим днем Великого поста) и Лазаревой субботе. История последней достаточно интересна, в виду того, что имеет, с одной стороны, некоторое отдаление в историческом разрезе, а, с другой стороны, непосредственное отношение к происходящему. Именно в субботу, день, когда иудеям было запрещено работать, Иисус воскресил великодушного Лазаря, показав тем самым, как Господь награждает за праведность и воздержание.
Древнейший христианский праздник, один из 12 главных событий религиозного мира – Воскресение Христово (оно же — Вербное Воскресенье) заканчивает Великий пост и несет всем верующим прощение. Сегодня его дата исчисляется по современному лунно-солнечному календарю. Это приводит к тому, что Воскресение выпадает на разные даты, отчего и Великий пост начинается каждый год в разное время.
Завершение поста происходит в ночь с субботы на воскресенье, когда проводится главное богослужение года. На рассвете, когда появляется Благодатный огонь, знаменующий Воскресение Христово, священники торжественно заканчивают всенощную службу и выносят освященный огонь, от которого зажигаются тысячи свечей в руках верующих людей. После чего и начинаются веселые празднества Пасхи, позволяющие вернуться к обычному течению жизни.
Свежие комментарии