Ритуал сати
Сати – древнейший обряд, имеющий тысячелетнюю историю. Назван он по имени индийской богини Сати, которая настолько была влюблена в бога Шиву, что принесла себя в жертву, сгорев на костре. Сати имеет и другое значение. В переводе с санскрита это слово означает «преданная жена».
Итак, суть обряда состоит в том, что преданная жена шагает в костер вслед за умершим мужем. Две тысячи лет назад на такой отчаянный шаг пускались жены только знатных особ. А ведь у раджи было по нескольку жен, да еще больше наложниц! И все они предавались ритуальному самосожжению. Бывали случаи, когда за своим господином шагали в огонь и слуги. Позже к ритуалу стали прибегать все индийские женщины.
Самосожжение до сих пор имеет место быть в индийских глубинках, не смотря на запреты законом. Правда, если раньше сати был добровольным шагом скорбящей вдовы, то сегодня старейшины деревень заставляют женщин идти на костер. Почему так? Да потому что в древние времена оказаться вдовой для женщины было хуже смерти. Лишившись мужа, женщина должна была заживо похоронить себя: отринуть мирские блага и радости, нести обет молчания, до конца жизни обязана была носить белое сари. Для окружающих она прекращала свое существование: с нею не разговаривали, сторонились. Даже на свадьбу собственных детей ей ходу не было. Неудивительно, что вдовы кидались в огонь.
Конечно, для совершения ритуала сати требовалась некоторая подготовка. Вдова должна была распустить волосы, облачиться в праздничные наряды и надеть все подаренные мужем украшения. После чего длинная процессия из родственников сопровождала женщину к реке. На берегу вдова раздаривала свои драгоценности родным и близким, принимая взамен послания для покойных и фруктовые угощения. И вот, исполнив траурные песнопения, жрец окропляет женщину священной водой – пора в путь.
Безрадостная вдова садится подле покойного мужа и принимает смерть. Огонь обычно разжигал кто-либо из родственников с твердой уверенностью, что провожает женщину в лучший мир. Чтобы вдова в отчаянии не смогла выбраться из огня, ее приковывали к похоронному ложу цепями, да еще и люди с палками стояли на страже. Нередко женщина принимала перед обрядом сати наркотические вещества, так как справиться с таким шоком крайне сложно.
В последние годы ритуалы сати прекратились, по крайней мере, в крупных населенных пунктах. Удастся ли искоренить столь варварский обычай совсем? Индийское поклонение традициям кажется нерушимым.
Известно множество случаев, когда женщины, не желая расставаться с жизнью, вынуждены были пускаться в бегство. Зачастую вдовы оставались с маленькими детьми, и тогда безрадостные скитания матери и ребенка становились еще труднее. Что может ожидать женщину, часто необразованную, из глубинки, у которой совершенно нет средств к существованию?
Старая и, казалась бы, совершенно не нужная традиция. Но в умах и глазах верующих индийцев она продолжает быть не убийством, а подвигом, возвышающим душу.
Свежие комментарии